Ольга Шуппо, научный руководитель «Гранд Клиник», дала комментарий газете "Известия"

Родители детей, обучающихся в музыкальных и художественных школах Москвы, написали открытое письмо министру культуры Ольге Любимовой и разместили его в соцсетях. Они пожаловались на то, что онлайн-обучение в таких учреждениях не приносит результатов. Под письмом уже стоят сотни подписей, а вчера, 30 ноября, был также организован их очный сбор. Учителя подтвердили «Известиям» наличие проблемы: правильно ставить пальцы на инструмент и показывать, как брать дыхание, удаленно невозможно. Из-за этого многие родители начали расторгать договоры со школами искусств.

Письмо несчастья

В письме, которое родители учеников детских музыкальных и художественных школ написали министру культуры Ольге Любимовой, они просят разрешить очный формат обучения. Письмо было размещено в группе «За живые уроки музыки» на Facebook.

Основные аргументы в том, что далеко не у всех учащихся есть дома собственные музыкальные инструменты — например, когда речь идет об арфе, ударных и клавишных. Эта же проблема актуальна для юных художников — у них в классах остались мольберты, наглядные пособия по пластической анатомии, нужное освещение и т.д.

— Мой сын играет на скрипке, — рассказала «Известиям» Анастасия Крайнова, один из авторов письма, ребенок которой учится в четвертом классе ДМШ имени Мясковского. — Он должен правильно стоять, ровно держать корпус, определенным образом повернув голову. Если немного расслабится, локоть левой руки упрется ему в живот, и звук будет фальшивым. Кисть левой руки должна быть расслаблена, это вид снизу, а сверху на грифе должны определенным образом стоять пальцы. Правая рука со смычком тоже должна быть видна — и кисть, и локоть. Дома без учителя соблюсти все эти правила невозможно. И объяснить всё это ребенку некому.

— Мой сын играет на скрипке, — рассказала «Известиям» Анастасия Крайнова, один из авторов письма, ребенок которой учится в четвертом классе ДМШ имени Мясковского. — Он должен правильно стоять, ровно держать корпус, определенным образом повернув голову. Если немного расслабится, локоть левой руки упрется ему в живот, и звук будет фальшивым. Кисть левой руки должна быть расслаблена, это вид снизу, а сверху на грифе должны определенным образом стоять пальцы. Правая рука со смычком тоже должна быть видна — и кисть, и локоть. Дома без учителя соблюсти все эти правила невозможно. И объяснить всё это ребенку некому.

Кроме того, в письме говорится о том, что для многих учащихся этот год в школе последний, далее они планируют обучаться в колледже искусств. Получается, что должным образом подготовиться к вступительным экзаменам у них не получится.

«Думаем, нет смысла объяснять вам, что дистанционные занятия не только не заменяют для учащихся школ искусств очные занятия, но и вообще являются профанацией и грубой подделкой», — сказано в обращении к министру культуры.

Еще один автор письма, Екатерина Галицкая, сообщила «Известиям», что сейчас также проходит очный сбор подписей. По результатам будет составлено обращение в Минкульт.

«Известия» направили обращение в министерство с просьбой обозначить позицию по опубликованному письму. В ведомстве ответили, что этот вопрос находится на особом контроле. Его планируют в ближайшее время обсудить с участием представителей департамента культуры Москвы. При этом приоритетом остается здоровье педагогов, учеников и их родителей.

— Безусловно, специфика обучения игре на музыкальном инструменте, техника создания живописной работы, репетиционный процесс по хореографическому искусству требуют очной формы работы с обучающимися. И это самая главная проблема в условиях ограничительных мер, — согласились в Минкульте.

Прикосновение к музыке

Как пояснила «Известиям» один из преподавателей по скрипке в музыкальной школе, работать на удаленке действительно крайне сложно.

— Пальцы на инструмент через экран ребенку не поставишь. В нашем случае всё решают миллиметры, от этого зависит чистота звука. Уроков стало меньше, вместо них нас загрузили какой-то дополнительной административной работой. Я, например, сейчас веду сайт нашей музыкальной школы, — рассказала учитель.

Обучение игре на инструментах и вокальному мастерству неизменно требует тактильных ощущений — это относится абсолютно ко всем музыкальным профессиям, подчеркнула в беседе с «Известиями» один из преподавателей Музыкальной школы имени Гнесиных. По ее словам, нужно знать, зажата ли у ребенка рука или нет, правильно ли взято дыхание.

— На удаленке нет этого тактильного контакта, невозможно ребенку показать, как нужно играть или петь. Важную роль также играет психологическая совместимость: каждый педагог знает, как найти подход к ученику в очном формате, но не знает, как сделать это онлайн, — рассказала она.

По ее словам, уже есть родители, которые расторгли договор с Музыкальной школой имени Гнесиных, потому что считают такое образование некачественным и бесполезным.

— Мы не знаем, сколько еще сможем продержаться в таком состоянии. И так едва держимся на плаву. В сентябре пытались восстановить утраченные за весну и летние каникулы навыки у детей. Осенью начали с чистого листа, но скоро опять пришлось уйти на удаленку, — отметила преподаватель.
Много неравнодушных
В музыкальной школе имени Гнесиных знают о письме, написанном родителями министру культуры. Многие преподаватели также согласны с мнением родителей и хотят добиться очного формата работы музыкальных школ, заключила педагог.

В комментариях под письмом на Facebook можно увидеть более 200 комментариев родителей, которые подписали обращение. Среди них есть и авторитетные представители музыкального сообщества.

— Согласен с письмом. Добавьте мою подпись, пожалуйста, — написал заслуженный деятель искусств, завкафедрой композиции РАМ имени Гнесиных Алексей Ларин.

Среди подписантов также преподаватель камерного ансамбля из Академии имени Маймонида Татьяна Поспелова, музыкальный и театральный критик, заместитель художественного руководителя театра «Школа современной пьесы» Екатерина Кретова.

Основной аргумент родителей в пользу очного формата: в школах искусств занятия проходят в малых группах, при обучении игре на музыкальном инструменте или вокалу, как правило, присутствуют три человека — педагог, ученик и концертмейстер.

Врачи считают, что в школах искусств создать условия, при которых не будет риска инфицирования COVID–19, вполне возможно.

— При занятиях на музыкальных инструментах учителю и ученику для этого необходимо использовать средства индивидуальной защиты, вполне достаточно будет маски. Каждый входящий в помещение должен обязательно обрабатывать руки. Перед занятием с новым учеником следует проводить обработку всех поверхностей спиртосодержащими антисептиками, а помещение — проветрить, — отметила научный руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic Ольга Шуппо.

Правда, по ее словам, гораздо сложнее обеспечить безопасность при занятиях по вокалу. Дополнительно к перечисленным мерам в данном случае необходимо соблюдать дистанцию между учеником и учителем не менее 2 м, и преподавателю целесообразно проводить занятия, используя маску.

Ссылка на оригинальный источник